ВНИМАНИЕ! Наша конференция посвящена космической тематике и компьютерным играм. Политические вопросы и происходящие в мире события в данный момент на нашем сайте не обсуждаются!
|
» Задай вопрос Зоричу | страница 2 |
|
|
|
Канал творчества: «Задай вопрос Зоричу» |
|
|
Zorich 220 EGP
Рейтинг канала: 6(347) Репутация: 120 Сообщения: 84 Откуда: Российская Директория Зарегистрирован: 09.09.2006 |
|
~DJ~ : |
Присюединяюсь к Маку - расскажите, пожалуйста, вашу историю взаимоотношений с жанром в целом и на текущий момент
|
Дмитрий:
Я хорошо отношусь к жанру фэнтези. С удовольствием читал отцов-основателей жанра: Толкиена и Говарда. (Толкиена - с бОльшим удовольствием
Но надо сразу пояснить, что для нас с Яной фэнтези всегда была шире, чем "эльфы с ведьмаками".
Нам принадлежит семь романов в жанрах эпического и авантюрно-приключенческого фэнтези, но ни в одном из них нет эльфов, гномов, орков, драконов.
Обо всем это можно почитать здесь:
http://www.zorich.ru/worlds/sarmontazara/index.htm
http://www.zorich.ru/worlds/sarmontazara/vault_of_equilibrium.htm
http://www.mirf.ru/Articles/print1679.html
Собственно, основная часть нашего творчества в 1996-2000 гг. была связана именно с фэнтези. И я считаю, что мы внесли свой вклад в развитие жанра. Причем к 2001 г. мы сказали все, что хотели сказать.
То есть к сему дню фэнтези лично для меня - исчерпано. По крайней мере, в значительной мере исчерпано. Возможно, мы с Яной вернемся к нему позже.
добавлено спустя 7 минут:
Guest : |
А вопрос будет немного в сторону от Маковского: как вы относитесь к экспериментам с жанрами? Понятно, что мало кто пишет "чистую" фэнтези или "чистую" НФ, но попадались ли вам удачные варианты, например, НФ в фэнтезийном мире (нет, "трудно быть богом" - не об этом, там декорации вторичны) или наоборот?
|
Один из первых текстов, который я нацарапал в школьной тетрадке, был как раз смешанным жанром - паропанком, то есть смесью технотриллера с фэнтези.
Невозможно в это поверить, но спустя 9 лет мы с Яной превратили этот задел в "Люби и властвуй" (Где уже практически никакого паропанка нет - так, только легкий привкус.)
Вообще, эксперименты с жанрами нам казались исключительно привлекательными лет 15 назад. Если Вы посмотрите нашу "Геральдику", например, то увидите наши тогдашние опыты:
http://www.zorich.ru/heraldic/h_index.htm
http://www.zorich.ru/heraldic/octava01.htm
Но в общем и целом мы с Яной - люди "чистых" жанров. Мне значительно приятнее писать "Завтра войну" или абсолютно жанровый "Полураспад", нежели придумывать как занятно и непротиворечиво усадить римских легионеров на космический броненосец.
Последний раз редактировалось: Zorich (15:34 15-07-2010), всего редактировалось 1 раз |
|
|
Zorich 220 EGP
Рейтинг канала: 6(347) Репутация: 120 Сообщения: 84 Откуда: Российская Директория Зарегистрирован: 09.09.2006 |
|
2 Guest
Итак, обещанная микролекция.
Социопсихологические причины падения интереса к космической фантастике.
Ну для начала начну с чисто статистической иллюстрации своего тезиса.
А то, может, никакого падения интереса нет? Может, соотечественники
несут из магазинов космофантастику чемоданами?
1. Что имеем?
Вот текущий список первой десятки бестселлеров отечественной фантастики (без
фэнтези) с магазина Озон:
http://www.ozon.ru/context/catalog/id/12345/?sort=bests
Прокомментируем:
С.Волков. Чингисхан 2. Чужие земли --- сказка про крутого
снайпера с волшебным предметом в декорациях времен Афганской войны
(1979-1989).
А.Ерпылев. Метро 2033: Выход силой --- ядерный постапокалипсис
Д.Силлов. Закон Снайпера --- "Сталкер", локальный постапокалипсис
К.Бенедиктов. Миллиардер 2. Арктический гамбит --- фантастика
ближнего прицела, сказка про фашистов
А.Дьяков. Метро 2033. К свету --- ядерный постапокалипсис
Ю.Бурносов. Точка падения --- "Сталкер", локальный постапокалипсис
М.Семенова, Ф.Разумовский. Ошибка "2012". Новая игра --- дуристика
С. Волков. Чингисхан. Повелитель страха --- сказка про крутого
снайпера с волшебным предметом
К. Бенедиктов. Блокада 2. Тень Зигфрида --- сказка про
фашистов и волшебные предметы
А. Левицкий, А. Бобл. Кланы пустоши --- постапокалипсис
Суммируем: сказка, постап, постап, сказка, постап, постап,
дуристика, сказка, сказка, постап
Где здесь космическая фантастика? Где здесь полеты в космос? Где здесь
вообще расстояния более тысяч км и объекты крупнее ледокола?
Сразу подчеркну: я не против авторов этих книг, я не против
перечисленных книг, а многих из названых писателей (Семенова,
Бенедиктов, Волков, Бурносов) я искренне уважаю (других не
читал). А то, что некоторые вещи из перечисленных я
считаю глупостями или вредными глупостями - мое личное
дело и к рассматриваемому вопросу никак не относится.
Понятно, что если бы на прошлой неделе вышла наша "Сомнамбула 2" (она
про космос, напомню), или какие-нибудь там "Конкуренты 2" от
Сергея Лукьяненко, или там "Космокрейсер "Крест над
Святой Софией"" от Романа Злотникова, то перечисленные
книги вошли бы в приведенный топ-10 и статистику разбавили бы.
Но в том-то и проблема, что мы вчетвером (Сергей, Роман, мы с Яной) -
даже если бы ставили такую цель - не могли бы выдавать суммарно больше
6 космических романов в год. Реально же их получается хорошо если 2-3.
А в одной только серии "Сталкер" выходит минимум 12 книг в год, в
проекте "Этногенез" - минимум 8 книг в год, в проекте "Метро" -
6-8, в "Зоне Смерти" и "Технотьме" вместе взятых - порядка 12.
Итого имеем порядка 40 потенциальных бестселлеров ежегодно.
Фантастических, отечественных, но - почти всегда не космических.
2. Почему так?
Потому что космическая фантастика это _сложно_.
На самом деле, она требует минимально подготовленного читателя.
Раньше, скажем, в 1980-е годы, такого "минимально подготовленного"
читателя было больше. Теперь, в 00-е, стало существенно меньше.
Вот 10 простых, я бы даже сказал элементарных вопросов:
- достаточно ли, взлетев с Земли и выйдя за пределы ее атмосферы,
приобрести скорость 10 км/с, чтобы со временем достичь Юпитера?
- какая планета больше: Марс или Венера?
- сколько раз американские астронавты высаживались на Марсе?
- сколько раз советские космонавты высаживались на Луне?
- где выше атмосферное давление: на поверхности Венеры или на
поверхности Титана?
- в фильме "Аватар" планета, на которой происходит действие,
расположена на удалении более 1000 световых лет от Земли или менее?
- в 2009 году японцы построили орбитальный лифт; правда ли это?
- в Солнечной системе есть планеты крупнее Урана; правда ли это?
- у Марса есть атмосфера; правда ли это?
- на Марсе обнаружен водяной лед; правда ли это?
Теперь давайте прикинем, какой процент читателей правильно ответит на
любые 5 из них.
А как можно читать какую бы то ни было космическую фантастику - пусть и
достаточно безалаберную, так сказать - без минимального интереса к
космоплавательной технике, астрономии, всяким космическим объектам?
Зайдем теперь с другой стороны.
Не ограничивая общности, можно утверждать, что главный герой
космической фантастики - космонавт. Астронавт, пилот, навигатор,
командир корабля - не важно как он называется и на какой должности
находится. Важно, что по сути это нормальный такой подготовленный
космонавт. Который если и не носит воинское звание, все равно это
нормальный такой товарищ майор, которого чему-то учили лет 15, не
меньше. Или целый полковник, которого учили 20
То есть - важно - герой космической фантастики это хорошо подготовленный специалист,
за спиной которого - тоже очень важно! - стоит огромная
армия конструкторов, инженеров, рабочих, техников. Которая создала
космический аппарат и его, космонавта, подготовила к тому-то и
тому-то.
Ох, как далек этот образ от современного среднестатистического
читателя... Ох как мало людей, которые когда-либо ощущали у себя за спиной "армию
конструкторов и техников"... (Или хотя бы состояли в этой армии.)
Собственно, эта проблема - разрыв между героем космической фантастики
и потенциальным читателем - существовала всегда. Поэтому фантасты то и
дело пытались как-то приблизить своего героя к читателю.
Булычев делает своей героиней школьницу-супервумен
Гамильтон отправляет к звездным королям отставного американского
пилота.
Лем вводит в экипаж космического корабля "Космократор" обычного,
"самолетного" летчика, потому что ему нужен человек, не понимающий
космонавтику. Чтобы более компетентные участники экспедиции могли читать
ему лекции по астрономии и космогации.
Увы, сейчас разрыв между героем-космонавтом и читателем растет.
(А с вампиром, с эльфом, с гоблином, со сталкером - уменьшается.)
Поэтому и преодолевать этот разрыв нам, фантастам, все тяжелее.
3. Как изменить ситуацию?
Напоить Зорича озверином
|
|
|
Guest 2075 EGP
Рейтинг канала: 9(1093) Репутация: 376 Сообщения: 27975 Откуда: Моск. Зарегистрирован: 12.10.2004 |
|
Zorich : |
3. Как изменить ситуацию?
Напоить Зорича озверином
|
А вот в Вархаммере орки летают на космических кораоблях. Красного цвета. Потому что верят, что можно летать на корОблях, а красные корОбли летают быстрее... Вот чем не кроссфикшен? Никакого стимпанка!
А у Снегова вообще главгерой не военный ни разу, чем и мучается каждый третий абзац.
А у Шумила главгерой - дракон (да ещё бывший человек), что не мешает ему пилотировать КК и однокамерный нуль-т...
Извините, увлёкся.
Спасибо за лекцию. А кроме как повышать образованность, эрудированность и влечение к звёздам потенциалного читателя, поднять спрос (и, соответственно, предложение) на космофантастику, наверное, никак не?
Впрочем, была вот эпоха космической гонки - человеки интересовались КФ и НФ. А сейчас у нас земные грабли и Менты-34 по телевизору, вот и...
Грустно
З.Ы.: ППУ, наверное, вопрос так и не придумал.
_________________ Трещит земля как пустой орех
Как щепка трещит броня
Последний раз редактировалось: Guest (22:34 15-07-2010), всего редактировалось 1 раз |
|
|
Zorich 220 EGP
Рейтинг канала: 6(347) Репутация: 120 Сообщения: 84 Откуда: Российская Директория Зарегистрирован: 09.09.2006 |
|
Guest : |
А кроме как повышать образованность, эрудированность и влечение к звёздам потенциалного читателя, поднять спрос (и, соответственно, предложение) на космофантастику, наверное, никак не?
Впрочем, была вот эпоха космической гонки - человеки интересовались КФ и НФ. А сейчас у нас земные грабли и Менты-34 по телевизору, вот и...
Грустно
|
Ну о том и разговор.
Есть еще вариант: сделать настолько же удачную, затягивающую и доходчивую отечественную игру, как S.T.A.L.K.E.R., но - про космос. На бюджете 300 млн.рублей или более.
В случае крупного успеха это на какое-то время разогреет интерес к космической теме вообще. И на волне этого успеха, подключив сразу же выпуск книжной серии по миру игры и регулярно выпуская небольшие аддоны (но выпуская их при этом как можно чаще), можно перекроить семантическое пространство в пользу космической темы.
В принципе, имея теперь огромный опыт работы над играми линейки "Завтра война" и наступив при этом на 157 разных граблей - мы с Яной даже готовы такой проект возглавить. Но - на огромной зарплате
Последний раз редактировалось: Zorich (14:43 16-07-2010), всего редактировалось 1 раз |
|
|
Stormcrow 1231 EGP
Рейтинг канала: 10(1280) Репутация: 226 Сообщения: 3548 Откуда: Море Дирака Зарегистрирован: 24.11.2007 |
|
Как вы относитесь к экранизации игр? Многие люди считают их в зародыше обречёнными на провал. А вы?
_________________ Лишь в сердце шторма буревестник свой покой найдёт и смысл жизни обретёт. |
|
|
Zorich 220 EGP
Рейтинг канала: 6(347) Репутация: 120 Сообщения: 84 Откуда: Российская Директория Зарегистрирован: 09.09.2006 |
|
Stormcrow : |
Как вы относитесь к экранизации игр? Многие люди считают их в зародыше обречёнными на провал. А вы?
|
Удачных примеров таких экранизаций - мало.
Resident Evil мне не нравятся (возможно, незаслуженно).
Doom - так себе.
Prince of Persia - так себе.
Max Payne я не смотрел.
Вынужден признать, что пока счет - в пользу экранизаций комиксов.
Но я не думаю, что экранизации игр прямо уж "по определению" обречены на провал. Возможно прямо завтра какая-то экранизация возьмет - да и "выстрелит".
|
|
|
Stormcrow 1231 EGP
Рейтинг канала: 10(1280) Репутация: 226 Сообщения: 3548 Откуда: Море Дирака Зарегистрирован: 24.11.2007 |
|
Спасибо за ответ.
Вы наверняка задумывались об экранизации трилогии "Завтра Война". Есть ли шанс увидеть битву за 801-й Парсек на экранах кинотеатров или мешает отсутствие достаточного финансирования и времени?
_________________ Лишь в сердце шторма буревестник свой покой найдёт и смысл жизни обретёт. |
|
|
Zorich 220 EGP
Рейтинг канала: 6(347) Репутация: 120 Сообщения: 84 Откуда: Российская Директория Зарегистрирован: 09.09.2006 |
|
Stormcrow : |
Спасибо за ответ.
Вы наверняка задумывались об экранизации трилогии "Завтра Война". Есть ли шанс увидеть битву за 801-й Парсек на экранах кинотеатров или мешает отсутствие достаточного финансирования и времени?
|
Мы с Яной очень много думали на эти темы.
И сейчас думаем, конечно.
Я бы так сказал:
1. Да, огромные проблемы с финансированием.
2. На самом деле - большие-пребольшие проблемы и с технологией как таковой.
3. Такие же точно проблемы с хорошими, правильными актерами.
4. Но несмотря на все это, шансы увидеть на экранах "Завтра войну" сейчас скорее растут, чем падают
|
|
|
RenderG 2292 EGP
Рейтинг канала: 20(3993) Репутация: 243 Сообщения: 20534 Откуда: [OEG] Зарегистрирован: 18.09.2006 |
|
Zorich : |
Resident Evil мне не нравятся (возможно, незаслуженно).
Doom - так себе.
Prince of Persia - так себе.
Max Payne я не смотрел.
|
Ну а как же
TombRider
Mortal Kombat (для своего времени)
Silent Hill
Street Fighter (для своего времени опять таки - но Байсон там просто душка)
In the Name of the King: A Dungeon Siege Tale
А замечательный компьютерный мультик "последняя фантазия"?
http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_films_based_on_video_games (полный список)
Другое дело, что экранизации разочаровывают многих поклонников как книг, так и Игр. Сергей Лукъяненко замечательно пошутил на эту тему в "Последнем дозоре"
Цитата: |
- Эх, какой сон замечательный мне сегодня снился! - выруливая на стоянку, произнес Семен. - Еду я по Москве, почему-то на раздолбанном фургоне, рядом еще кто-то из наших… И вдруг вижу - на дороге стоит Завулон. Почему-то одет как бомж. Я газую и пытаюсь его задавить! А он - хренась! И барьер ставит! Нас подкидывает в воздух, делаем сальто и перескакиваем через Завулона. Едем дальше.
- Что ж ты не развернулся? - съязвил я.
- Спешили мы куда-то, - вздохнул Семен.
|
В общем нужно, наверное, читателей СИЛЬНО подготавливать к экранизациям. Просто, помнится, на "Дозоре" люди в зале просто возмущались тем, что не по тексту.
_________________ No More Mr. Nice Guy!
Смирись, Пилот!
Ты будешь жалок
Всего-лишь после
Пары палок... (с) Dandy |
|
|
Zorich 220 EGP
Рейтинг канала: 6(347) Репутация: 120 Сообщения: 84 Откуда: Российская Директория Зарегистрирован: 09.09.2006 |
|
2 RenderG
Спасибо, что напомнили про "Мортал Комбат".
Тут согласен, экранизация адекватная.
Насчет Лары Крофт - ну, на любителя. Я вот например просто не люблю Анджелину Джоли, мне более классически нордический типаж нравится.
_________________ Все космические книги Зорича: http://zorichbooks.com/index.php#4 |
|
|
Kosh 1863 EGP
Рейтинг канала: 14(2322) Репутация: 445 Сообщения: 17650 Откуда: Кемерово Зарегистрирован: 08.02.2001 |
|
Zorich : |
отому что космическая фантастика это _сложно_.
На самом деле, она требует минимально подготовленного читателя.
Раньше, скажем, в 1980-е годы, такого "минимально подготовленного"
читателя было больше. Теперь, в 00-е, стало существенно меньше.
|
Позвольте с вами немного не согласится
Как вы думаете насколько высокой была образованность во времена Жюля Верна?
Фантастика может выполнять следующие цели:
1. Образовательная – через фантастику можно более доходчиво объяснять основы мироздания, нежели чем через учебник физики. Книги Жюля Верна как раз этим и занимались потом многие известные конструкторы говорили, что с детства воодушевлялись его книгами.
2. Пропагандистские – типичный пример Ефремовские книги, пропагандирующие светлое коммунистическое будущее.
3. Предостерегающие – тот же Оруэлл или Азимов предупреждавшие о тоталитарном режиме, бунтах роботов и т.д.
4. Развлекательная – это примерно 90% современной фантастики. Как как-то сказала одна моя знакомая, какой толк от ваших пиу-пиу.
Вот вы говорите, чтобы понять космическую фантастику современный человек должен ответить на вопросы… А на какие вопросы в конце 19-ого века должен был ответить обыватель, чтобы понять «20 000 лье под водой» или «Машину времени» Уэльса?
Современная фантастика утратила самое главное, новизну и образовательность. Сплошные наборы того же самого: корабли, гиперпространство, лазеры… Где что-то реально новое??? Современные писатели как будь-то, следуют каким-то канонам. Например, те же космические корабли передать под полное управление автоматов основная масса фантастов не решается, это же не так зрелищно, как пилот за штурвалом. Я уж молчу про какие-то попытки объяснения физических или технических терминов в произведениях, это считается занудно и непрофессионально. В современной фантастике все направлено на «зрелищность», не дай бог где-то читателя загрузить цифрами или какими-то иными, заставляющими скрипеть мозги, данными.
Как можно после этого требовать от читателя каких-то знаний?
Даже с точки зрения пропаганды, ваш цикл «Завтра война» скорее исключение. Ибо в большинстве произведений то очередной апокалипсис, то такое будущее, в котором совершенно не хочется жить.
Фантасты сами виноваты в том, что сейчас популярно фэнтази, постапокалипсис и тупой фантастический боевик (ну иногда он конечно бывает и острый). Где в фантастике что-то новое от чего захватывало бы дух? Где современная «Война миров»? В 1897-ом году один человек, по сути, создал современную фантастику, написав про инопланетное вторжение, боевых роботов и лазеры. Сейчас тысячи фантастов клонируют «Войну миров», а где что-то совсем новое? Что-то что можно было бы прочитать и воскликнуть «Невероятно!».
Конец ХIХ – начало ХХ веков, это рассвет фантастики. А конец ХХ – начало ХХI веков, это застой фантастики. Так стоит ли нам ждать нового рассвета? Или все времена Жюль Верна ушли безвозвратно и нас ждет лишь зрелищная Джорджо Лукасовщина?
_________________ Полнота существования завершается бессмыслицей. |
|
|
Zorich 220 EGP
Рейтинг канала: 6(347) Репутация: 120 Сообщения: 84 Откуда: Российская Директория Зарегистрирован: 09.09.2006 |
|
2 Kosh
Я не против всех приведенных аргументов.
Согласен, что в целом по космофантастике сейчас наблюдается известный застой.
Но признать, что во всем "фантасты сами виноваты" - не могу
_________________ Все космические книги Зорича: http://zorichbooks.com/index.php#4 |
|
|
Kosh 1863 EGP
Рейтинг канала: 14(2322) Репутация: 445 Сообщения: 17650 Откуда: Кемерово Зарегистрирован: 08.02.2001 |
|
Zorich : |
Но признать, что во всем "фантасты сами виноваты" - не могу
|
Но ведь никто не запрещает фантастам писать про космос
Это как бы палка о двух концах, фантасты не пишут о космосе, заявляя, что про космос не читают. Конечно, если читать особо и нечего
А вообще, я не столько о космофантастике говорил, сколько о всей фантастике в целом, она увы деградировала, хотя конечно смотря с какой точки зрения...
_________________ Полнота существования завершается бессмыслицей. |
|
|
Arn 705 EGP
Рейтинг канала: 5(126) Репутация: 115 Сообщения: 6125 Откуда: Украина, Одесса Зарегистрирован: 14.10.2007 |
|
Еще играет свою роль тот факт, что пик мировой космической фантастики пришелся на космическую гонку. Сейчас космос для нас- это максимум орбита GPS спутников (грубо говоря ).
Возможно нет того стимула, который был в 60-70-80-х.
|
|
|
Kosh 1863 EGP
Рейтинг канала: 14(2322) Репутация: 445 Сообщения: 17650 Откуда: Кемерово Зарегистрирован: 08.02.2001 |
|
Arn : |
пик мировой космической фантастики
|
Был таки с 20-ых до 60-ых годах ХХ века, во время космической гонки началась как-раз деградация, ловко прикрываемая красивым словом космоопера.
Хайнлайн, Саймак, Нортон, Лем, Азимов, Бредбери, Толстой, Ефремов, Стругацкие и т.д. все они лучшими своими работами предваряли космическую гонку. А когда начались полеты и стало ясно, что звездолетам в ближайшие 100 если не больше лет не бывать, романтика космоса стала уходить...
Ладно это уже глубокий оффтопик. Если есть желание дискутировать на эту тему, то лучше перебраться в посиделки
_________________ Полнота существования завершается бессмыслицей. |
|
|
Pinocchio 1900 EGP
Рейтинг канала: 4(88) Репутация: 434 Сообщения: 7312 Откуда: Universita degli studi di Pale Зарегистрирован: 17.05.2004 |
|
Zorich : |
Итак, обещанная микролекция.
Социопсихологические причины падения интереса к космической фантастике....
|
Вы, кстати, напрасно предполагали, что нашему сообществу ваша лекция может показаться неинтересной В соседней теме мы, обсуждая тот же вопрос, уже сломали десяток копий.
Вы привели спосок российских бестселлеров, а не интересовались таким же списком в Штатах, например?.. Я это к тому, что на мой-то личный взгляд, падение интереса к космической фантастике специфично именно для России и стран бСССР. И причина этого заключается лишь в том, что в советский период помимо космической фантастики у нас ничего и не было. Первые издания Толкина были откровением. Фэнетизи стала новой волной.
Что же касается того, что космическая фантастика - это сложно, а фэнтези - просто, то, пожалуй, с этим сложно согласиться. Все зависит от конкретной книги, от конкретного автора. Космическая фантастика может быть простой, выхолощенной, как последние эпизоды Звездных Войн от Лукаса. Тыщ-тыщ, пиу-пиу - вот и вся сложность. Но точно так же и фэнтези может быть сложной для понимания, требующей определенной подготовки от читателя. По аналогии с вашими вопросами можно задать десяток вопросов об особенностях жизни в средневековье или о роли волхвов древне-славянском обществе. Много ли людей достаточно хорошо себе представляют вещи, остаящие от нас на многие сотни лет?..
Точно так же обстоит и с героями книг, как мне кажется. Подготовленный космонавт ничем не сложнее подготовленного мага. Введение персонажей "неучей" так же характерно и для фентезийной литературы - сколько людей из нашего мира попадали в мир магии и мечей, чтобы там выслушивать лекции от опытных аборигенов о том, как именно следует метать молнии и вспарывать драконам брюхо? Это просто очень удобный прием, чтобы автор смог выдать читателю некую справочную информацию.
На счет того же, как изменить ситуацию... Эх.. Получать гранты от каких-нибудь фондов и писать то, что нравится, не оглядываясь на рыночную ситуацию Естественно, что спрос на простые книги всегда будет больше, чем на сложные. Так же как на простую музыку. На простое и зрелищное кино. Выход только один - не подстраиваться под спрос, а формировать его. Но это так, из области научной фантастики
_________________ И пали ученики ниц, и воскликнули: Чудо!
- Да нет, - ответил он. - Я просто знаю, как это делается.
Последний раз редактировалось: Pinocchio (16:29 23-07-2010), всего редактировалось 1 раз |
|
|
Hahahoj 860 EGP
Рейтинг канала: 15(2723) Репутация: 177 Сообщения: 2726
Зарегистрирован: 25.05.2004 |
|
Pinocchio : |
Вы привели спосок российских бестселлеров, а не интересовались таким же списком в Штатах, например?.. Я это к тому, что на мой-то личный взгляд, падение интереса к космической фантастике специфично именно для России и стран бСССР. И причина этого заключается лишь в том, что в советский период помимо космической фантастики у нас ничего и не было.
Первые издания Толкина были откровением. Фэнетизи стала новой волной.
|
Pinocchio, с начала 90-х можно было достать и читать уже практически всё. И фентази, и космическую фантастику, и детективы. Считать что спад интереса к космоопере сейчас вызван тем, что читают только те кому за сорок и за двадцать лет они еще не пресытились Толкиеном - не совсем верно, вы со мной согласитесь? Для молодых же людей это тоже совсем не подходит.
Что для меня такое космическая фантастика?
-открытие и исследование
-экспансия в космос
-звездные войны
Почему это стало не интересно?
Причин,имхо, как всегда и везде море.
Чисто психологические, которые здесь не затрагивались:
В 90-е мы наблюдали как рушится империя. Нам вколачивали, что жизнь - это чистая прагматика, что расширение границ не нужно. Не только не нужно, но и опасно. Что космос - ненужная роскошь.
К чему открывать новые миры, тратить ресурсы на их исследование, если не освоены ресурсы других планет? Что лучше? Простить долг Афганистану или не топить космическую станцию в океане?
Космоопера расказывает об экспансии в космос, об огромных пространствах. Но в нашей стране экспансия как таковая уже не в почете.
Всё развитие сюжета основанного на этих предпосылках, если взглянуть глазами типичного человека - нелогичное повествование на второстепенную тему.
Еще немного о нелогичности. sci-fi и космические саги - в отличии от фентази, это жанр, который с того момента как он вошел в реальность полюбили люди руководствующиеся логикой, сменив простых "мечтателей", которые перебрались поближе к "фентази". Посмотрите "разборки" произведений. В качестве претензий к фантастическим вещам часто выдвигают нелогичность и фантастичность отдельных моментов повествования. Т.е. "такого просто не может быть".
Куда приоритетнее при выборе стали относительно новые темы апокалипсиса и постапокалипсиса (средств достижения этой цели становится всё больше и больше, они у всех на слуху + кажутся даже ближе и роднее, логичнее "сказок" про звездных принцесс и космические корабли которым зачем-то нужны "пилоты"). Они родные, поскольку происходят вон на той улице. Пугающие, поскольку в них описана воронка на месте школы в которую ходит мой сын. Логичные, поскольку они отражение того самого мира в котором я сейчас живу.
Ну и последнее, что хочу сказать. "Космическая" фантастика в узком и специфическом понимании умерла также потому, что растворилась в других жанрах.
Возьмем "Аватар". Вот вам и исследование нового мира, и полеты на фьючерных летательных аппаратах и... Та же фэнтази и идея разумного Соляриса, Гаи, леса...
Интерес к космическим сагам, имхо возникнет снова тогда, когда появится реальная предпосылка (волна интереса на основе очередного достижения значимого не только для узкой групки ученых и фанатов, к примеру, полет на Марс). Либо талантливые писатели-мечтатели придут в жанр и постепенно убедят нас в том, что то что они рассказывают про иные миры есть пусть не правда, но хотя-бы логичное повествование. И тема космоса на самом деле глубже и роднее, чем тема выращивания картошки в катакомбах метро в 2033 году.
|
|
|
Zorich 220 EGP
Рейтинг канала: 6(347) Репутация: 120 Сообщения: 84 Откуда: Российская Директория Зарегистрирован: 09.09.2006 |
|
Товарищи,
Я думаю, мы всесторонне обсудили вопрос падения интереса к космической фантастике.
Спасибо всем, кто высказал свое мнение.
Предлагаю теперь вернуться к предмету темы: "Задай вопрос Зоричу"
Для затравки, вот свежие новости.
Мы с Яной завершили работу над книгой "Сомнамбула 2. Обратная сторона Луны". Роман является прямым продолжением "Сомнамбулы" и повествует о трехсторонней войне между организациями "Армия пробуждения", "Танцоры вечности" и правительственными военно-космическими силами Объединенных Наций.
Сейчас ведется работа над обложкой.
Ее текущей вид таков (кликабельно):
Дополнительные подробности и схемы боевых действий здесь:
http://www.zorich.ru/books/somnambula_2/index.htm
|
|
|
Pinocchio 1900 EGP
Рейтинг канала: 4(88) Репутация: 434 Сообщения: 7312 Откуда: Universita degli studi di Pale Зарегистрирован: 17.05.2004 |
|
Сегодня на ЖЖ у Лукьяненко прочел такой его пост:
Cкрытый текст (кликните здесь для просмотра)
Последнее время все чаще и чаще натыкаюсь на фантастику типа "Будущее. Русские в космосе".
Выглядит оно примерно так...
"Из раскрывшегося люка флаера вышел ладный молодой мужчина с твердым взглядом русских голубых глаз, курносый и русоволосый, как положено истинно русскому человеку. В одной руке он держал потертый чемодан, в другой - легкую винтовку "Драгунов-Семенов", шестьдесят четыре заряда перегретой плазмы в магнитной обойме, дальность выстрела - до 18 километров, радиус поражения - 12 метров. Но не это приковало внимание селян, рассевшихся на завалинке и смоливших русский самосад. У них и у самих были - у кого "Макаров-рейлган", у кого "Драгунов-Семенов", а у некоторых даже "Максимка" - запрещенный на некоторых планетах за негуманность аппарат, стреляющий зарядами перегретого водяного пара, легко прожигающими танковую броню и боевые скафандры. Нет, оружием селян было не удивить! Но вот орден Российского Двуглавого, сиящий (причем не только в обычном свете, но также и в ультрафиолете, радио и инфракрасном диапазоне, отчего его видели представители всех рас, а также с его помощью можно было легко проверять денежные купюры, глушить вражеские жучки и греть озябшие руки) на груди мужчины! Этот орден вручал лично Император Всея Земля (кроме Луна) и Всея Галактика Роман Петрович Русских, причем помимо самого ордена счастливчик удостаивался троекратного русского поцелуя в щеки.
Давно уже человечество расселилось по всей Вселенной. После того, как в результате эпидемии вымерли все негры, евреи и китайцы, последовавшая затем война унесла все прочие народы кроме русских (победивших в войне), англичан, немцев и шведов, человечество начало развиваться с потрясающей быстротой. Уже в конце двадцать первого века люди полетели к звездам, надрали задницы всем встреченным инопланетянам, после чего те дружно стали друзьями человечества - кроме самых подлых и упрямых, которые продолжали воевать. Но свободолюбивые русские люди, остаивая идеалы добра и справедливости, завоевывали одну планету врагов за другой. Много орденов можно было заслужить в бою, но больше всех ценился орден Российского Двуглавого, символизирующий верность идеям прошлого и устремленность в будущее, а также традицию закусывать не после первой, а после второй.
- Здорово, мужики! - приветствовал гость селян. - Чьих будете?
- Мы - вольные землепашцы седьмой продовольственной дивизии Альдебарана, - ответил один из селян. - Давно тут сидим... кобылок пасем...
- И как кобылки?
- А чем им, кобылкам-то? - пожал плечами селянин. - Прыгают себе...
Вдалеке и впрямь прыгали зеленые хитинистые кобылки, которыми ловко управлял русский мальчишка-подпасок с лазерным бичом..."
Вот примерно такие тексты.
Некоторые явно стебутся над темой. Но некоторые явно серьезны как надгробие.
Пытаюсь представить себе читателя подобной фантастики. Прихожу в экстаз.
P.S. В такой фантастике есть 3 обязательных элемента:
1. На Земле случается БОЛЬШОЙ ПЕСЕЦ, после которого Россия и Русские становятся самыми крутыми и начинают покорять космос.
2. Россией и Русскими руководит Русский Император, Умный, Могучий и Всенародно Любимый.
3. Мир представляет из себя архаику (в диапазоне от 19 века - как его представляет автор и до шестидесятых годов 20 века) с добавкой звездолетов, лазеров, инопланетян.
Да, еще желательно и почти необходимо, чтобы главный герой был из КГБ - Комитета Галактической Безопасности. Ну, или его аналога при Императоре.
Мои претензии к этой литературе заключаются в пункте 1. Они ровно те же, что к Емеле, полеживающему на печи.
|
На который вы ответили, что в ваших книгах пункта 1 нет. А с остальным согласны?
Мой первый вопрос в этой теме был о том, почему вы свои романы к научной фантастике относите. Я, вероятно, тогда не очень внятно спросил, но после этого поста Лукьяненко понял, с чем мое удивление в тот момент было связано - с тем, что я сам бы "Завтра война" назвал, скажем, боевой фантастикой. Может, даже юмористической, если как стеб над стилем некоторые вещи вопринимать. В связи с этим вопрос: стеб над стилем действительно закладывался в книги или они писались совершенно серьезно?
_________________ И пали ученики ниц, и воскликнули: Чудо!
- Да нет, - ответил он. - Я просто знаю, как это делается. |
|
|
Zorich 220 EGP
Рейтинг канала: 6(347) Репутация: 120 Сообщения: 84 Откуда: Российская Директория Зарегистрирован: 09.09.2006 |
|
2 Pinocchio
Отвечу тезисно.
1. В принципе мне есть много чего сказать и по поводу темы "Будущее. Русские в космосе", и по поводу того, что понимается она, с моей точки зрения, зачастую некорректно. В том числе и писателями, и критиками.
Но, к сожалению, это слишком громоздкая тема, чтобы бедный я, отягощенный сейчас работой над тремя (!) романами, смог осветить ее так, как мне бы хотелось
Может быть - в сентябре-октябре соберусь.
2. Тезис про Доброго Царя.
Готов согласиться, что "Завтра войне" этот концепт присущ. Все-таки Председатель Растов - это такая облегченная версия Иосифа Сталина, как ни крути. И в любом случае ЗВ полностью лишена риторики о прелестях демократии.
Хотя, если честно, _политическая_ организация общества XXVII в. для нас - вопрос второго порядка. ЗВ не является ни монархическим, ни сталинистким апологетическим трактатом.
"Завтра война" задумана как роман о просто хороших людях, ученых и военных. Если угодно, мы хотели создать целую галерею положительных образов разных русских людей. И нерусских тоже, конечно. Но русских - в первую очередь. Потому что именно этого - положительных образов - в современной литературе не хватает _катастрофически_.
И, я считаю, именно с этой задачей мы справились.
3. Тезис про "архаику с лазерами".
Снова же - применительно к "Завтра войне" в принципе согласен.
Думаю, тут какие-либо пояснения излишни.
4. Суммирующий тезис про "Емелю на печи".
Здесь - нет, не согласен.
"Завтра война" это совершенно "антиемелин" сеттинг.
Возможно, вообще один из наиболее "антиемелиных" сеттингов среди литературных космических вселенных.
Могу пояснить почему, но, мне кажется, очевидно.
5. "Завтра война" как научная, боевая, юмористическая фантастика.
Продолжаю настаивать: да, "Завтра война" фантастика - научная.
Я - ученый. Яна - ученый. Мы оба - дипломированные математики и кандидаты философских наук. Мы отлично понимаем всё то, о чем пишем. Будь то проблемы космических перелетов или особенности зороастрийского менталитета.
Несколько приметных физических несообразностей, которые присутствуют в романах цикла "Завтра война" придуманы нами нарочно и ничем не хуже таких же точно несообразностей у отцов НФ - Жюля Верна и Герберта Уэллса.
То, что "Завтра война" фантастика заодно и боевая - разумеется, согласен.
Просто "боевой" фантастики у нас очень много. Основная ее часть - малохудожественное и технически безграмотное барахло. Поэтому _позиционировать_ ЗВ как в первую очередь "боевую" фантастику мне бы не хотелось.
Про юмор.
Ну а как без него? Любой человек с подвижным умом видит вокруг себя очень много смешного - в том числе и там, где формально "смешного" вроде бы и нет.
Так что многие моменты в ЗВ носят, само собой, сатирический характер. И вполне забавны сами по себе, в отрыве от сюжета и идеологии романов цикла "Завтра война".
|
|
|
|
|
|
Канал творчества: «Задай вопрос Зоричу» |
|
К списку каналов | Наверх страницы |
Цитата не в тему: Только на ЕГе вы можете увидеть играющего на баяне Ситха... (Squad)
|
» Задай вопрос Зоричу | страница 2 |
|