Elite Games - Свобода среди звезд!

Музыка звезд - Урок 1

ПЕРКУССИЯ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Урок 1. Создание простого ритма.

Введение.

Данный урок, является вводной частью к серии последующих уроков.
Урок рассчитан на низкий уровень музыкальной грамотности и будет служить базисом, в котором оговариваются основные понятия следующих уроков.

Поскольку сам автор не имеет музыкального образования по классу какого-либо перкуссионного инструмента, термины могут разниться с общепринятыми в музыкальной литературе.

Уроки основаны на личных знаниях автора и не претендуют ни на абсолютную правильность, ни на оригинальность.

Цель серии уроков – научить аранжировке перкуссионной части музыкального произведения.

Итак, начнём с того, музыка – это ноты звучащие во времени. Как, например, произносимые слова. Ноты складываются в музыкальные фразы, фразы – в предложения, предложения в тему. Как и слова имеют ударные и безударные слоги, так и внутри нот существуют сильно «произносимые» и «слабопроизносимые»: сильные доли и слабые доли.

Количество сильных долей и длительность промежутков между сильными долями определяют музыкальный размер внутри такта.

Такт является минимальной структурной единицей, делящей музыкальное произведение.

Самым часто употребляемым музыкальным размером является 4/4 (четыре четверти). Далее примеры в уроках будут приводится в контексте именно этого размера. «Четыре четверти» означает, что сильных долей в такте четыре. И они имеют длительность равную ¼ такта. Из математики мы знаем: 4/4=1. Таким образом, говоря о длительности нот, будем иметь в виду, что за единицу мы принимаем 1 такт в размере 4/4.

Ноты, как и слова, могут произноситься быстрее и медленнее. Между ними могут быть паузы.

Основные виды длительности нот:

Целая – длится целый такт
Половинная – длится половину такта
Четвертая – длится соответственно четверть такта
Восьмая – таких нот в такте помещается восемь
Шестнадцатая — таких нот в такте помещается шестнадцать

Существуют и более мелкие длительности, и полуторные длительности, но они употребляются реже, о них я расскажу позже. Существуют укороченные размеры, например ¾ (целая нота не помещается в рамках такта).



Для наглядности я представил такт как полоску, разделённую на 16 равных частей (по количеству самых коротких по длительности нот в примерах).



Для удобства нечётные длительности я закрасил серым цветом, чтобы длительности не сливались.
Таким образом, при размере 4/ 4 сильная доля будет приходиться на 1-й, 5-й, 9-й и 13-й отрезок.



Практикум.

Темп – обычно темп обозначают цифрой, которая говорит о том, сколько раз в минуту успеет прозвучать основная длительность размера. В нашем случае это четвёртая нота. В качестве примера я взял 120 ударов в минуту.

Традиционно, в современной музыке главным барабаном является бас-бочка, или просто «бочка», или kick drum. Этот барабан задаёт базовую пульсацию.
В большинстве произведений бас-бочка ставится в первой и третьей доле такта.
Черным цветом я залил места, где обычно ставиться бочка. Схематично это будет выглядеть так:

Ритмическая фигура бас-бочки 1


Вторым по значимости в ритме является «рабочий», или «малый» барабан, или snare.

Он обычно ставится во 2-й и 4-й доле:

Ритмическая фигура малого барабана 1


Проиграв это всё вместе, мы получим простенький ритм:

Ритм 1
Бас бочка:
Малый барабан:

Рисунок довольно монотонный. Чтобы его разнообразить, создадим ещё один, в котором добавим «эхо удар» бас бочки:

Ритмическая фигура бас-бочки 2


Следует обратить внимание, что для достижения эффекта «эхо» надо сделать последний удар чуть тише предыдущего.
Теперь чередуя 1-ю и 2-ю ритмовую фигуру бас-бочки – получим усложнённый Ритм 2

Но и этот ритм достаточно однообразный. Чтобы создать какое-то напряжение, создадим ещё одну фигуру для бас-бочки:

Ритмическая фигура бас-бочки 3


Следует обратить внимание, что один удар смещен с сильной третьей доли. Создаётся синкопа (т.е. смещение ударения с сильной доли), необходимая для ритмического напряжения.

Теперь используя ритмические фигуры бас-бочки, создадим 4-х тактовую прогрессию.

Ритм. Фиг. 1 -> Ритм. Фиг. 2 -> Ритм. Фиг. 1 -> Ритм. Фиг. 3 ->
И пока оставляем бас-бочку в покое.

Малый барабан ведёт ритмическую фигуру 1 во всех 4-х тактах.

Получается такой Ритм 2

Что не так? — Давит однообразие рабочего барабана.
Создадим дополнительную ритмическую фигуру.

Ритмическая фигура малого барабана 2


Чередуем в 4-х тактовой прогрессии Ритм. Фиг 1 и Ритм Фиг. 2

Как и в случае с бас-бочкой не хватает напряжения. Создаём ещё одну ритмическую фигуру для 4-го такта.

Ритмическая фигура малого барабана 3


Комбинируем из ритмических фигур малого барабана прогрессию:

Ритм. Фиг. 2 -> Ритм. Фиг. 1 -> Ритм. Фиг. 2 -> Ритм. Фиг. 3 ->

В итоге, для тех, кто запутался, вся прогрессия выглядит и звучит так:




Теперь можно приступить к добавлению “металлической перкуссии”.
К базовым инструментам отнесём:

• открытый «хэт»;
• закрытый «хэт»;
• цимбал;
• реверсивный цимбал.

Открытый «хэт» традиционно ставится посередине между сильными долями, т.е. по слабым долям. Вот так:

Ритмическая фигура открытого «хэта» 1


Для того, чтобы избавиться от монотонности, сделаем ещё две вариации ритмической фигуры.

Получим:

Ритмическая фигура открытого «хэта» 2


Ритмическая фигура открытого «хэта» 3


Обратите внимание, что поля отмеченные символом «q», должны воспроизводиться с громкостью около ¾ по сравнению с остальными звуками. Иначе будет звучать слишком монотонно.

Прогрессия открытых «хэтов» будет такой:
Ритм. Фиг. 1 -> Ритм. Фиг. 2 -> Ритм. Фиг. 1 -> Ритм. Фиг. 3 ->

В целом должно получиться следующее :




Закрытый «хэт» создаёт дополнительную пульсацию созданному ритму.
Лично я, обычно заполняю все 16 нот. Фокус состоит в том, что у всех нот разная громкость. Вот некоторые примеры ритмических фигур (чем выше столбик, тем выше громкость):

Ритмическая фигура закрытого «хэта» 1


Ритмическая фигура закрытого «хэта» 2


Можно чередовать эти фигуры в прогрессии:
Ритм. Фиг. 1 -> Ритм. Фиг. 2 -> Ритм. Фиг. 1 -> Ритм. Фиг. 2 ->

Получается вот такой ритм

Осталось добавить цимбал. И «реверсный» цимбал.
Цимбал используется для создания ритмических акцентов, но так как мелодии пока нет, то расположим его классически – в начале прогрессии.
«Реверсный цимбал» расположим в конце прогрессии для создания эффекта «перехода».

Получился финальный ритм

Не знаю, в какой программе вы делали наброски, но предлагаю сохранить проект. Он понадобится при освоении следующего урока, где я опишу ряд хитростей, связанных с созданием более сложных ритмов.

Следующий урок
 

Ivory
К началу раздела | Наверх страницы Сообщить об ошибке
Музыка звезд - Урок 1
Все документы раздела: F.A.Q. | Сигналы внеземного происхождения | Студия | Превью Музыки Звезд | Конкурсная музыка | Музыка в играх |


Дизайн Elite Games V5 beta.18
EGM Elite Games Manager v5.17 02.05.2010