Elite Games - Свобода среди звезд!

X2: The Threat - Обзор игры


Эта статья рождалась трижды. Два раза, попеременно то на домашнем, то на рабочем компьютере, я начинал ее с чистого листа, стараясь не заглядывать в прошлые записи, начинал и бросал на середине. Для того, чтобы она родилась в третий раз, уже не в памяти компьютера, а на листе бумаги (видимо, надо только так – мысль материальна только если изливается на что-то более вещественное, чем магнитный слой жесткого диска), понадобилось отключение света в квартире, вызванное какими-то неполадками в распределительном щитке. Достаточно символично – писать о космическом симуляторе моделирующим вселенную далекого будущего при зыбком свете хозяйственных свечей по 4 руб. 95 коп. каждая.
Причина более чем недельной задержки относительно самому себе поставленных сроков проста и неоригинальна – все это время я не мог оторваться от игры, даже если находился по досадной необходимости на службе, мыслями я все равно был в тесном кокпите боронской «макаки», впереди маячил рогатый бублик ворот, в ушах звучала тягучая, величественная мелодия, под которую так грациозно кружатся в вальсе астероиды сектора «Ore Belt».
Эту игру ждали так долго и с таким нетерпением, что многие уже просто успели «перегореть». Истерика, творящаяся на форуме этого сайта, равно как и на форуме самой виновницы этого массового психоза – Egosoft, не поддается логическому объяснению и простым нетерпением ребенка, мечтающего получить новую, яркую игрушку не оправдывается. Сам же процесс распространения игры по стране сделал бы честь любому диссидентскому самиздату, какие-то малознакомые люди из разных городов и сословий, обменивались многозначительным паролем «иксдва», двумя чистыми болванками компакт-дисков, подносили ритуальные дары из слабоалкогольных напитков и воровато озираясь, бежали домой, для того чтобы назавтра встретиться с другим человеком, который произнесет те же слова, принесет такие же жертвенные дары и поедет на вокзал уговаривать проводника скорого поезда передать посылочку абсолютно незнакомому человеку в Саратове.
Впервые остались на обочине прогресса не только официальные издатели-распространители, но и казавшиеся до сих пор мобильными и оперативными как десантно-штурмовой батальон спецназа пираты. Уверен, если бы они были чуть проворнее, и подоспели вовремя, в первые дни игру сметали бы с их прилавков по ценам сопоставимым с лицензионной коробочной версией. Деньги можно делать и на массовом ширпотребе и на элитарном, для своих, товаре.
Столь долгое вступление, непосредственно не связанное с описанием самой игры (а что, кому-то это еще нужно?) вызвано исключительно тем, что фактическая, объективная часть события под емким названием X2 The Threat стала неотделима от мифологической, субъективной части. Вопрос «брать или не брать» даже не ночевал в непосредственной близости от повестки дня, это не обсуждалось. Брать, даже если у тебя двухсотмегагерцовый целерон первого разлива, 128 метров оперативной памяти и этот раритет не переживет даже вступительного ролика. В то, что выход Х2 это событие, поверила даже моя жена, безропотно выставлявшая закуску на накрытый по поводу приобретения этих двух дисков стол, за которым собрались такие же тяжело больные, без надежды на выздоровление люди, что и я. О чем она думала, глядя на четырех, в общем-то с виду вполне нормальных, местами даже солидных молодых и даже зрелых людей, я не знаю, а спрашивать боюсь.
На этом, в принципе, статью можно было бы и закончить, границы жанра, в конце концов созданы исключительно для того, чтобы их нарушать, но все же попытаюсь объяснить тем, кто в теме и тем, кто зашел сюда просто случайно, «с яндекса», что же именно подарили нам люди из Egosoft, кроме нескольких дней тревожной лихорадки, что мы имеем в сухом остатке, когда обмытие покупки закончилось, гости разошлись по домам, а жена отправлена спать.
Я абсолютно точно знаю, на что Egosoft потратило два года. Все это время они просто не мешали заболевшим еще с Х-BTF и XT людям мечтать вслух. И аккуратно, стараясь не повредить уже осуществленным желаниям, переводили эти мечты в строчки программного кода. Мечты эти сводились в основном к одному: люди хотели, во-первых, того же самого, но еще раз, а во-вторых, того же самого, но побольше. Именно поэтому, человек посторонний, поверхностно знакомый с историей вопроса воскликнет – позвольте же, но ведь это же та же самая игра, только выглядящая чуть современнее! Воскликнет, и будет нещадно затоптан неизвестно откуда набежавшими ежами, прецеденты уже были, число пострадавших уточняется. И поделом. Люди ВООБЩЕ никогда не мечтают о чем-то ранее неизведанном. Все наши мечты суть отражения уже пережитого, стремление вновь испытать то же понравившееся ощущение, и оригинальному здесь места нет.
Действительно, для того чтобы более-менее объективно описать Х2 достаточно просто путем операции replace заменить слово X-Tension в написанном ранее обзоре. Нам действительно представили тот же, узнаваемый мир, написанный на том же, узнаваемом и не похожем ни на что остальное графическом движке, несколько изменили законы, по которым живут NPC-персонажи, баланс экономики, оружия, изменили слегка (и очень, очень удачно) внешний вид и технические параметры кораблей, добавили несколько новых секторов и одну новую расу. Из старых новых знакомцев (X-BTF помните?) вернулся сюжет. Как ни странно, этого оказалось вполне достаточно. Если предыдущие игры вселенной Х только сравнивали с Elite, вначале довольно робко, а потом все более уверенно, поскольку конкурентов нет и не предвидится, то Х2 уже сам по себе эталон, с которым предстоит сверяться если не потомкам, то нам же, только ставшим старше и мудрее.
Как ни странно, сюжет игре нисколько не повредил. Пусть он и несколько вторичен, пытливый ум разглядит в нем отсылки и к I-War и к Freelancer, о котором напоминает даже входное меню игры, но, тем не менее, сюжет не вязнет на зубах и генерирует достаточное количество побудительных мотивов к своему прохождению. Более важно в этом сюжете то, что, он не тащит игрока за шиворот от миссии к миссии, не давая перевести дух. Как свободная и половозрелая личность вы абсолютно вольны в любой момент заявить подбивающему вас на очередную авантюру NPC, о том, что вам прямо сейчас некогда, ждут другие дела и вообще, вы позвоните ему попозже. NPC терпеливо кивнет и ничуть не обидится. Вернитесь к нему хоть на точной копии Argon One, в окружении свиты истребителей поддержки он и слова поперек не скажет, лишь машинально посоветует быть осторожным. В свободном мире игрок должен сам решать, когда он по настоящему готов к следующему виражу сюжета, безапелляционно определявший такие житейские мелочи за игрока Freelancer посрамлен, освистан и нервно курит в сторонке.
Графически Х2 заметно похорошел. Несмотря на 100% узнаваемость, корабли, станции, астероиды и планеты смотрятся фантастически красиво. В первый раз залюбовавшись полетом Boron Dolphin (никак не мог решить себя, корабль это или все-таки живой инсектоид), я чуть не спровоцировал ДТП с весьма плачевными, учитывая крайнюю скудность моих щитов последствиями. Очень эффектно смотрятся кластеры Хааков. Глядя на эти осиные гнезда, в момент опасности выпускающие рой маленьких, но смертельно жалящих корабликов, не остается никаких сомнений – это что-то чужое, оно пришло издалека и в переговоры вступать не намерено. Возможно, оно вообще не знает, что такое переговоры.
Музыку и звук в игре можно узнавать с закрытыми глазами. Все тот же холодный женский голос, без малейшей надежды хоть на капельку сочувствия, бесстрастно сообщает вам об уничтоженном щите, все та же великолепная музыка слегка баюкает вас в минуты неспешного путешествия из сектора в сектор и все так же заставляет сердце биться учащенно во время жаркого спора за достойный более ловкого наездника Bayamon. Нет, определенно, если бы музыка и звук были другими, другой бы была и сама игра и эта рецензия.
Увы, обойти вниманием недостатки, не удастся. Из реально неудавшегося можно отметить межмиссионные мультики, в которых помимо кораблей участвуют далекие потомки землян. То ли потомки действительно очень далекие и века, прожитые в невесомости станций и гравитации непохожих на Землю планет так сильно изменили их внешний вид, пропорции тела и пластику движений, то ли графический движок не предназначен для моделирования двуногих прямоходящих в принципе, то ли не нашлось толкового специалиста… Короче, сделано на слабую тройку, в галерею славы 3D Award эта работа не попала бы абсолютно точно. По-прежнему «криво» реализована поддержка джойстиков, управление страдает нервозностью и нечувствительностью к тонким маневрам одновременно и, хотя ситуацию обещают исправить патчем, та часть аудитории, которая привыкла к более логичным для управления космосимом устройствам, нежели клавиатура и мышка, едва ли получит свою порцию сердечного бальзама. Неоднозначно выглядят и боевые действия. Грамотно маневрировать AI так и не научился, все время норовит войти в клинч, сократить расстояние до корабля игрока до опасного минимума, который, как правило, заканчивается банальным тараном. Последний, кстати, выглядит достаточно эффектной точкой в споре в случае, если противник обладает более тяжелым и хорошо защищенным судном, но бросающиеся как мотыльки на огонь М5, безуспешно пытающиеся поколебать 25-ти мегаваттный щит, чем-то напоминают детей Священного Ветра с Запада (камикадзе, если по-русски), как по духу, так и по степени влияния на исход войны в целом. Игрока подобные действия только раздражают последующей необходимостью ремонтировать корпус, особенно с учетом того, что жестянщики и рихтовщики верфей оценивают свою работу баснословно дорого и, фактически, являются настоящими пиратами и разбойниками в игре. Те славные ребята, которые сидят в укромных уголках карты и, как все остальное население, жестоко страдают из-за перебоев в поставках аргонского денатурата и развеселой дым-травы, на самом деле мирные, законопослушные граждане, настоящая мафия, она в автосервисе, это мы еще при Горбачеве знали.
Самым болезненным недостатком игры (на сегодняшний день, поскольку надежда… она еще жива, да) является чудовищная требовательность к системным ресурсам. Показывавшая вполне пристойное количество fps в rolling-demo, игра абсолютно бесстыже тормозит даже на очень и очень достойных компьютерах, при вполне вменяемых установках разрешения\качества изображения. Даже снижение после изнурительной борьбы с самим собой графических параметров (вы никогда не рассматривали шедевры живописи в виде скверной ксерокопии?), не приводит к какому-либо положительному для игрового процесса результату, основная проблема заключается в большом количестве связанных с экономикой и поведением NPC вычислений, тяжким грузом ложащихся на процессор и память, так, что даже владельцы процессоров от 3Ггц и видеокарт от 400 у.е. впервые с момента приобретения этих полезных в хозяйстве вещей задумываются об безусловно украшающей человека скромности.
Экономическая часть игры реализована вполне достойно, опять же без революционных отличий от прежней части, разве что, по мнению видных специалистов, чуть честнее, без явных читерских поблажек. Главный закон экономики (все остальные – не настоящие), гласящий, что «деньги идут к деньгам» соблюдается неукоснительно, и чем богаче вы становитесь, тем проще вам приумножить свое состояние и тем сложнее его просадить, даже приобретя корабль класса М1 в комплектации «люкс», синими проблесковыми маячками, блатным номером и тонированным лобовым стеклом с нужным вам числом диоптрий. Будьте уверены, к тому моменту, как в нем наполнится пепельница, ваша исправно штампующая миллионы торгово-промышленная империя позволит вам побаловать себя новой игрушкой, не уступающей прежней по цене и совокупной огневой мощи, благо принцип «все на продажу» восторжествовал и вам больше не придется завистливо провожать глазами праздно шатающуюся по сектору гордость боронского флота, жалея о том, что купить его легально (т.е. не ковыряясь в коде игры) нельзя, а врагу сей гордый варяг сдаваться откровенно не желает.
Если быть честным до конца, я так и не смог найти ответ, чем все-таки пленяет игра, как не знаю ответа чем меня пленяла проволочная графика Elite, которую ругают за однообразие игрового процесса, несколько тысяч одинаковых миров с генерированными компьютером названиями, пригоршней случайных миссий, редких как Господне знамение и воспринимаемых с тем же религиозным экстазом, с ее полумифической планетой Raaxla… Почему я вернулся в Х2? Почему до этого возвращался в Х-Tension и X-BTF, именно возвращался, потому что на другой машине, в другой операционной системе, по другим правилам, но я играю в ту же самую игру. Кто-то скажет о детстве, где трава была зеленее, птицы пели звонче, а бабочки несли на крыльях кусочки радуги. Я отвечу, что знаю множество людей, которые никогда не видели спектрумовскую Elite ближе, чем на картинках на этом сайте, но вселенная Х манит их не меньше, чем меня, а может и больше, потому что они моложе, а в этом возрасте все острее, все на полную громкость, а трава и бабочки такие же, как всегда, дело не в них, дело в глазах, которыми мы на них смотрим. Вся наша жизнь – череда повторяющихся изо дня в день, за редким, счастливым и не очень исключением, событий, и поскольку любить эту жизнь ничуть не зазорно, я буду любить и эти игры, пусть и состоящие в основном из череды повторяющихся, но таких похожих на настоящую жизнь событий.
Борис Шанибов a.k.a. Joker_SE
К началу раздела | Наверх страницы Сообщить об ошибке
X2: The Threat - Обзор игры
Все документы раздела: FAQ по игре | Обзор игры | Коротко об игре | Карта Х2: The Threat | СЮЖЕТ | Расширенная хронология Х-Вселенной | Расы и Альянсы | КОРАБЛИ | Управление | ФАБРИКИ | Рейтинги | Распаковка игры | Уголок Dimaxx | Временные единицы | Справочник для моддеров | FAQ (в ожидании релиза) | Передовица и архив | Download | Различные полезности и интересности | Полезные ссылки | Скрипты - тест | Миссии BBS | МОДы | Как заработать много денег |


Дизайн Elite Games V5 beta.18
EGM Elite Games Manager v5.17 02.05.2010